Что вы чувствуете перед конференциями, саммитами, деловыми ужинами и бизнес-бранчами? Радостное возбуждение? Нервную растерянность? Равнодушие?
Опять десятки незнакомых людей, вопросы не впопад, лучше стоять у стеночки, уткнувшись в телефон. Или все-таки пойти и “сделать нетворкинг”.
Успешные предприниматели в интервью любят спеть пару дифирамбов этому чудесному методу обретения новых связей. Вот случайный попутчик стал ключевым клиентом, а сосед по тренингу — партнером. Но я хочу сегодня поговорить о другом — вы занимаетесь нетворкингом постоянно. Для этого вовсе не нужно отправляться на семинар или круглый стол. Но вот что у вас за нетворкинг получается — давайте разбираться.
Cразу договоримся, что нетворкингом мы будем считать социальную и профессиональную деятельность, направленную на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи и бизнес-вопросы.
Плохая память
Этой историей поделилась моя коллега Олеся. Она начинала свою карьеру в международном кадровом агентстве. Десятки вакансий, нагрузка — огромная, но желание доказать то, что она оказалась там не случайно, было еще сильней. Со стороны коллег Олеся получала поддержку, за исключением консультанта В. Он работал уже 5 лет, был старше и опытней, но именно от него каждый день прилетала новая порция колкостей. Начиная от “твои клиенты явно ценят деревенский стиль” до пожеланий поскорее выйти замуж и сесть на шею мужу. Олеся старалась не реагировать, вкладывая всю энергию в хорошую работу. Через 3 года она перешла в другую компанию — сильный ИТ бренд. Каково же было ее удивление, когда спустя год она получила от В. теплое письмо. В 10 предложениях он уточнял, как у нее дела и просил порекомендовать на вакансию, открытую в HR департаменте. Желание помочь Олесю по странному стечению обстоятельств не посетило.
Хорошая карма
Повседневный нетворкинг складывается по простым, практически детским правилам: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе; критикуй поступок, а не человека; помогай бескорыстно; относись одинаково к “старшим”(по должности, статусу, возрасту), “младшим” и ровесникам.
Я часто вижу такую ошибку: человек изо всех сил старается попасть в круг “сильных мира сего”. И пренебрежительно относится к младшим по рангу. Но нетворкинг никогда не был сиюминутной историей. Когда за одну удачную встречу новый знакомый готов осыпать дарами как из рога изобилия. И прежде чем озвучить просьбу стоит подумать: “А чем именно я могу помочь? В чем я буду максимально полезен?”.
Для того, чтобы расширить круг знакомых и коллег по цеху, необязательно быть блестящим рассказчиком, обладать сильной харизмой или министерской должностью. Более того, многие интроверты обладают даже большим количеством стартовых преимуществ: они готовы слушать. А быть услышанным — для многих профессионалов невиданная роскошь.
Правила нетворкинга, которые работают
1.Научитесь рассказывать о себе в нескольких фразах.
Лучше, если становится четко понятно, по каким вопросам к вам можно обращаться.
Например: Глеб Архангельский — все об управлении времени.
Плохо: Инга — коуч, актриса, тренер по йоге, мастер расстановок, бизнес-тренер (реальное представление).
- Приходите раньше, уходите позже. Early birds получают возможность пообщаться со спикерами, ведущими, выпить кофе с коллегами и обсудить дела.
- Общение — это тренировка. С каждой новой встречей все получается легче и свободней. Вопросы сами появляются в голове.
- Искренность — самая дорогая валюта. Костюм супермена надоедает. Рассказы а-ля “я очень крут и все у меня ок” не вызывают желания присоединиться. А вот личные истории, вопросы, которые вас действительно волнуют, просто притягивают внимание.
- Команда на первом месте. Короля делает свита, а лидера — команда. Времена волков-одиночек давно прошли. Выдавать успехи компании за свои личные заслуги получится недолго. К тому же настоящий лидер выделяется не только своими супер-умениями решить любой кейс в два шага. Но и тем, каких сильных людей он воспитал рядом с собой.
- Больше заинтересованности в других, меньше “интересности”. “На редкость интересная девушка, настоящие профессионал”, — так после одной из встреч охарактеризовал Анну будущий руководитель. Что такого она делала? Она просто задавала вопросы. Очень хорошие вопросы.
- Знать спикеров — это получить козыри в начале игры. Можно подойти перед выступлением, подбодрить и что-то уточнить. Можно сослаться на интервью ил книгу, и мысли, которые вам особенно запомнились.
- Делайте предквалификацию мероприятий. Какая тема? Кто приглашен? Сколько человек собирается прийти? Есть своя прелесть и во встречах узким кругом, и большие ивенты. “Насколько для меня это полезно?” , — простой вопрос, который стоит задать себе перед тем, как отправиться на событие.
- Задавайте вопросы по делу. Иногда очень хочется поставить спикера на место красиво выстроенной фразой. Или продемонстрировать всем острый ум и точные наблюдения. Уймите эго. Никто не любит зазнаек.
- Поймите, чем хотите запомниться. Каждая беседа оставляет после себя послевкусие. Сладкий оттенок обещания. Горький вкус разочарования. Или ноту неопределенности. Проанализируйте прошлую неделю. Кто вам запомнился? Какие слова остались в памяти? Что вы хотите оставлять после себя? И делайте выбор осознанно…
Наверное, стоит завершить экскурсию по миру нетворкинга какой-то очень мотивирующей историей. Когда одно знакомство превратилось в блестящий карьерный аэродром, сильное партнерство или стало началом новой династии.
Но нет). На мой взгляд, самое ценное в нетворкинге — это эмоции и толчок к изменениями. Например, вас порекомендовали на вакансию, но вы не прошли конкурс. А после осознали — буду искать новые варианты, хватит сидеть на месте. Это решение могло бы не случиться, если бы не дружеский звонок или сообщение от коллеги. Так что создавайте крепкие связи, они работают — осознаете вы это или нет.