Лимонад из самооценки или как неуверенность помогает карьере

Один из самых распространенных советов из западных книг по саморазвитию звучит так: “Если у вас есть лимон, сделайте их него лимонад”. Используйте неприятные обстоятельства себе во благо, превращайте врагов в партнеры и вообще меняйте устойчивый минус на плюс. Я много думала про то, как влияет низкая самооценка и неуверенность на карьеру и пришла к неожиданному выводу: они нам помогают.

Вы удивитесь, но блестящие ораторы, успешные бизнесмены и креативные умы нередко становятся известными и востребованными не благодаря, в вопреки. Ирина Хакамада, например, до 1 курса университета даже боялась ответить перед аудиторией, а после ухода с политического Олимпа проводит мастер-классы перед тысячами людей.

Так чему мы обязаны низкой самооценке и неуверенности (ведь нередко они ходят рука об руку)?

  • Экспертность и мастерство. Пока более самоуверенные коллеги строят карьеру и коллекционируют должности, неуверенные профи накапливают знания, оттачивают технику и используют различные инструменты для работы. Крепкой карьере, как и крепкому дому, нужен основательный фундамент. К сожалению, одних амбиций для него недостаточно.
  • Тренировка и еще раз тренировка. На одной из конференций выступал спикер известного банка. Все было хорошо: яркая презентация, актуальная тема, но после выступления осталось впечатление недосказанности и пустоты. Банальные примеры, паузы и отсутствие структуры говорили о том, что человек не готовился к встрече. После него выступил другой менеджер — я заметила, как вначале дрожали его руки и голос был тих. На второй минуте он пошутил. Когда зал затих — рассказал интересный кейс и ввернул еще одну шутку. Встреча закончилась сессией вопросов. После встречи я поблагодарила его за интересную тему. “Что вы, я очень волновался”, — смутился он, добавив, что записывал свою речь на диктофон и репетировал жесты перед женой. Об этом теперь знаю только я (и вы: ), а в памяти этой аудитории он останется как великолепный оратор.
  • Круг поддержки. “С кем еще обсудить мои планы, кто точно будет моим оппонентом? На кого я уже могу положиться?” — эти вопросы задает моя клиентка Наталья, руководитель Отдела маркетинга перед каждой планеркой топов. Да, иногда Наташе не хватает ее профессионального веса и статуса, однако крепкая сеть связей компенсирует это. Недавно при защите новой оргструктуры ей пришлось биться за добавление людей в команду. Билась за 5, добавили три. При этом хорошим результатом было бы хотя бы 2. Менеджер, который не подготовился ко встрече и переругался с коллегами накануне довольствуется нулем.

 

  • Проверяй и проверяй. “Недавно руководитель одного из отделов отправил нашему клиенту прайс лист одного из клиентов. Был большой скандал, теперь мы вынуждены сделать скидку в 20%. Я очень надеюсь, что со мной это невозможно — я всегда закладываю достаточно времени на проверку и перепроверку. Меня называют внимательным, и я не признаюсь в том, что нередко исправляю ошибки перед отправкой, ведь так легко что-то пропустить”, — делится Дмитрий, бизнес-аналитик.

 

  • Золотые слова. “Да, порой я готовлю свою речь несколько дней и меня нельзя назвать матером экспромта. Год назад я заметила напряжение со стороны главного бухгалтера. Я даже хотела поговорить с ней и сказать, что я не мечу в руководители и я ей не конкурент. А потом сдержалась. Когда она узнала, что ждет ребенка, она предложила подготовить меня на ее место — оценила и качество моих отчетов, и умение отстаивать свое мнение. Если бы я разоткровенничалась — это место не было бы моим. Оказалось, у меня очень даже получается!”.

Все это время самооценка так или иначе работает на вас. Что же делать, если хочется выйти из круга “надежного сотрудника” и “того, на кого всегда можно положиться”?

  • Просто сделайте. Иногда нас от нашей мечты отделяет всего один шаг. Но мы ходим, сомневаемся, переживаем. Рассказывает Петр, продюсер бизнес тренингов: “Я постоянно организовываю тренинги и семинары для других, и давно сам хочу научиться выступать публично. В один из моментов я решил, что от слов пора переходить к делу: сходил на 2 занятия ораторского клуба, написал объявление в одно из антикафе и провел первую встречу. На все про все ушло 3 недели. На занятие пришло 10 человек и им понравилось! Я шокирвоан тем,как все оказалось просто. И почему я раньше этого не делал?”.
  • Берите пример. Выступления на TED, запись любимого тренинга, любая конференция — смотрите, записывайте и пытайтесь повторить.
  • Разрешите себе ошибаться. Скажите себе, что сделаете что-то, а о качестве подумаете потом. Ваш первый доклад может не быть столь пламенной, как речь Мартина Лютера Кинга. Планерка с подчиненными навряд ли напомнит заседание кабинета министров. Но сделав раз, второй получится лучше! Например, Катя, бизнес-партнер по финансам, поняла, что ей тяжело первой устанавливать контакт. Когда она идет на бизнес-завтрак или конференцию, у нее есть правило 10 визиток. Она подходит к 10 людям, представляется и обменивается визитками. Нередко их набирается гораздо больше.
  • Выбирайте комфортный образ. Когда вы себе нравитесь, когда вы в удобной обуви, ничто не стесняет движение и не давит — вы чувствуете себя гораздо лучше. Так используйте это!

Как ваш напиток — уже готов? Или в него нужно добавить еще немного практики, новых проектов и встреч — по вкусу? Найдите на этой неделе новые способы сделать свою карьеру ярче. Удачи!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: